…выставлять и продавать подлинные авторские работы становиться не очень выгодно. Гораздо доходнее и проще, продавать постеры, дешевые копии, чем, так или иначе, и занимается большинство продавцов художественной продукции.
Общие тенденции арт-рынка в России на сегодняшний день
Общей и весьма прискорбной тенденцией современного арт-рынка является то, что, к сожалению, настоящую подлинную живопись, настоящее честное творчество, встречается сейчас достаточно редко. Создавать, выставлять и продавать подлинные авторские работы становиться не очень выгодно. Гораздо доходнее и проще, продавать постеры, дешевые копии, чем, так или иначе, и занимается большинство продавцов художественной продукции. Сейчас художники даже могут не утруждать себя делать повторы своих удачных работ, за них это может сделать машина. По французским законам, всю живопись, которая находятся в ценовой категории до 5000 евро, разрешено продавать без экспертизы. Вся Европа ездит в Италию и Китай на фабрики по производству картин и закупает там серийную продукцию, написанную китайскими художниками, для последующей перепродажи наивным туристам. Многие китайцы учились в наших академиях, и копировать они научились хорошо. Ради справедливости хочу заметить, что среди них есть отдельные творчески одаренные авторы, их не много, как впрочем, и у нас, но они настолько востребованы в своем родном Китае, что цены на их авторские работы, намного выше цен, на работы сравнимого профессионального уровня, наших живописцев. В Китае и Европе есть целые фабрики копий, выполненных не с оригинала, по поточной технологии. Купить их оптом возможно за 20-60 долларов. Такая базовая цена очень выгодна галеристу, потому что когда ты работаешь с настоящим и знающим себе цену мастером, он хочет получать достойную долю от вырученных при продаже его полотен денег, он никогда не согласиться чтобы ты ему отдал 10-20% от цены реализации картины клиенту. А ведь продавец не в состоянии утаить от мастера стоимость, которую он просит за картину, особенно если это постоянное сотрудничество. Поэтому, очень выгодно купить за 50 долларов работу китайского художника и продать ее за 500 долларов. Путь ты продал ее не за 5000 долларов, как авторскую работу честного художника, а за 500, зато ты затратил всего 50, а получил в виде наценки 450,причем очень низкая, сравнительно авторской живописи, конечная цена, позволяет делать большие обороты!
Авторской живописью труднее торговать, она дороже, от нее процент прибыли меньше, и зачастую, галеристы прямо говорят художникам, что не будут больше продавать их работы, потому что они хотят слишком много денег, и если желают получить половину от вырученной суммы, так пусть продают самостоятельно. Поэтому, сейчас многие переходят на торговлю коммерческой живописью, которая иногда конечно способна быть уместной в интерьере, но для искушенного зрителя является лишь имитацией искусства, но не им самим! Так что продажа такой псевдо – живописи, является на сегодняшний день большой проблемой, для человека желающего приобрести в свою коллекцию, что то настоящее, да и для честного художника это тоже негативный фактор. Что скрывать, в Китай и карманы торговцев уплывают деньги, которые могли бы быть гонораром за творчество мастера, создающего подлинные и искренние работы! Многие предпочитают продавать постеры, поскольку на дворе финансовый кризис, и люди платить серьезные деньги за художественные работы не хотят. Это становится характерным.
Но, тем не менее, настоящее искусство существует, хотя оно и загнано в угол, его оттуда периодически достают, протирают, любуются им и… ставят, увы, обратно. В этом нет ничего трагического и непоправимого, просто подлинное искусство делается не за деньги, а по убеждению, преданными ему людьми, для такого же чуткого и талантливого зрителя, то есть для избранных. В момент социальных потрясений и неуверенности в завтрашнем дне, живопись как духовная ценность, воспринимается как излишество. Не до духовных ценностей, хлеб насущный всех интересует, причем, что интересно, очень обеспеченных людей завтрашний день беспокоит гораздо больше чем людей небогатых. Поэтому, естественно, что предметы искусства находят себе сбыт с большим трудом. Но, тем не менее, сильнейшие произведения искусства нужно приобретать именно в такое время. Картины Айвазовского надо было покупать в начале 90-х годов, сейчас можно покупать тоже, момент подходящий. Поэтому и современные художники расстаются с сильными работами, которые обычно придерживают, чтоб продержаться до лучших времен. Сейчас можно купить действительно хорошие работы, как в начале 90-х годов можно было купить очень серьезный антиквариат. Когда экономическая ситуация стабилизируется, в силу того, что настоящих произведений искусства, как антикварных так и современных очень мало, цены начнут расти стремительно, потому что серьезных художников также мало остается сейчас, да и никогда особо много не было. УХОДИТ, МАЛО ПОМАЛУ, ПОКОЛЕНИЕ РУССКОЙ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ЖИВОПИСИ, ПОКОЛЕНИЕ СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА, БЛЕСТЯЩИЕ ЖИВОПИСЦЫ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ МАСТЕРА! Бизнесом занимаются многие, обманки делают многие, а подлинных работ становиться все меньше. Даже просто работ написанных с натуры с каждым годом становиться меньше, потому что художники, особенно молодые, не утруждают себя работой на пленере. Если раньше, напротив Кремля всегда стоял художник, то сейчас это не частое явление. Зарубежные специалисты вообще удивляются, когда видят, что наши соотечественники пишут этюды на пленере. Для сегодняшнего арт-рынка характерно еще и то, что цены на произведения искусства остались либо докризисными, либо чуть ниже. Еще ниже они не упадут, потому что есть определенная стоимость художественных материалов, той же краски и минимальной прожиточной корзины. Художники не будут отдавать за копейки сильные работы, они будут ждать, когда картины начнут продаваться. Потому что, если они продадут свои полотна сейчас «за 3 рубля», на эти деньги прожить все равно будет невозможно. У некоторых художников на некоторые работы цены даже подросли, многие стали продавать реже, но дороже, порой значительно дороже. Когда кризис начнет рассасываться, цены на современную качественную традиционную живопись пойдут вверх и достаточно быстро, цены на «сильную» живопись будут прибавлять более 20% в год. Прежде всего, из-за того, что одаренных живописцев у нас осталось мало, они будут все востребованы, уверяю вас! На одного талантливого и профессионально грамотного художника придется слишком много потенциальных покупателей. Арт-рыноку всегда были присущи неустойчивость и скачкообразное развитие. В низких ценах будет продаваться только неавторские или полупрофессиональные работы начинающих художников.
Автор: Сергей Молоденков, директор галереи.