Меню Закрыть

Евгений Григорьевич Гаврилкевич

Е.Г.Гаврилкевич «Сон в саду». 1969г.

Мой папа, художник Евгений Гаврилкевич, родился в Москве, прожил здесь почти всю свою жизнь. В этой большой жизни, отмеченной драматизмом нелегкого века, он оставался тружеником, верным своему ремеслу, честным в своем деле до конца.

Е. Гаврилкевич появился на свет 25 марта 1929 года в семье военного. Его отец был польского происхождения. В конце 30-х годов родителей арестовали (известные порядки эпохи). Мальчика приютили родственники. Потом была война, эвакуация на Урал. Там, в глухом уральском поселке, среди простой, трудной жизни были две радости — чтение и рисование. Про то время папа всегда вспоминал с теплотой.

По возвращении в Москву в конце войны в его судьбе и случился главный, определяющий поворот. Он был принят в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ). Это стало началом профессии, удивительного, манящего пути творчества. Здесь он встретил первого своего учителя, только что вернувшегося с фронта художника Н. И. Андрияку, которому удалось сплотить своих молодых подопечных вокруг чудесного таинства под названием изобразительное искусство. Здесь появились новые друзья, некоторые на всю жизнь.

После школы был Суриковский институт. Мастерская плаката, которой тогда руководил выдающийся советский график М. М. Черемных. Но студент Гаврилкевич все-таки мечтал стать живописцем, боготворил старых мастеров, таких как Рембрант, Тициан, Рубенс, Карл Брюллов.

Е.Г.Гаврилкевич «Мальвы». 1969г.

По окончании института он работал в московских издательствах, иллюстрировал книги. Однако книжная графика не увлекала его так, как манило создание картин.

В 60-е годы вместе с другом юности, талантливым живописцем Б. А. Кельберером они открыли для себя северный карельский край. Уезжали писать этюды, жили там в каких-то полузаброшенных, но при этом поразительно красивых былинных деревнях, ходили на рыбалку. Влияние величественной северной природы по-своему ярко отразилось в творчестве каждого из них. В конце того десятилетия появился и первый «программный» холст, написанный темперой (одной из любимых техник), — портрет М. Тухачевского, историческая фигура которого интересовала молодого художника. Вообще, история, в частности военная, всегда была областью особого интереса для моего отца. Он часто вспоминал, как еще во время войны в уральской сельской библиотеке отыскал многотомную «Историю военной дипломатии» и прочитал ее всю от корки и до корки.

Е.Г.Гаврилкевич «Таня». 1969г.

В начале 1970-х любимый учитель и тогда уже директор МСХШ Н. И. Андрияка приглашает Гаврилкевича и Кельберера на преподавательскую работу: общение с интересными, талантливыми учениками школы, творческие поездки.

Е.Г.Гаврилкевич «А.С.Пушкин». 1991г.

1970-е, 1980-е годы были периодом наиболее интересным и мощным. Это было время расцвета и зрелости. Станковые картины, сюжеты которых обращены к истории, где центром является человек, его личность, его судьба. Здесь проявилось уникальное качество художника-портретиста, точного, внимательного рисовальщика. Сказался также колоссальный опыт выполнения заказов для Комбината живописного искусства, когда он исколесил полстраны, перерисовал стольких людей.

В 1990-е художник пишет «своего» Пушкина, триптих «Нашествие». Продолжая свой упорный, неизменный труд, живописец-философ сначала увлекается идеями бурных перемен в политической и социальной жизни страны, но потом испытывает разочарование и отчуждение, по-прежнему каждый день уходит в мастерскую.

Я спрашиваю себя, как определить кредо художника, прожившего неп

Е.Г.Гаврилкевич. Триптих «Нашествие». 1991г.

ростую, наполненную разными событиями жизнь? Недавно я прочитала среди его записей: «Иллюзии, сказка, фантазия, мечтания и, прежде всего, любовь к явленному миру составляют сущность искусства вообще и изобразительного в частности, как духовного выражения поиска человека: себя, своего места в сообществе себе подобных, в мироздании…»

Его последние работы изображали небо. Небо над нашей дачей в Тверской области. Одна из них называется «Мой Храм».

Незадолго до своей смерти он сказал: «Теперь я сделал все, что хотел…» Думаю, он в своем творчестве был счастлив.

Е.Г.Гаврилкевич. «Упрямицы». 1979г.

С 1961 по 2004 г. — участник многих московских, зональных, республиканских и всесоюзных художественных выставок. Участник объединения «Русский Север».

Персональные выставки:

1997 год, г. Брянск. Художественный музей.

1998 год, Музейно-выставочный комплекс Московского академического художественного лицея Российской академии художеств.

Произведения, находящиеся в музеях:

«Парад Победы», х., темп.

Музей Великой Отечественной войны, г. Москва.

Е.Г.Гаврилкевич. «Яблоки на ветке». 1975г.

«Натюрморт с русскими игрушками», х., м.

Красноярский художественный музей.

«Царскосельский лицей», х., м.

«Петергофский верхний парк», х., м.

Брянский художественный музей.

Работы художника хранятся также в других музеях страны и на территории бывшего СССР.

Многие произведения Е. Гаврилкевича находятся в различных частных собраниях в России и за рубежом.

С 1957 по 1976 г. оформил около 50 книг в московских издательствах: «Детгиз», «Молодая гвардия», «Просвещение», «Московский рабочий».

Статья перепечатана из каталога «Антикварное обозрение». Автор: Я.Е.Гаврилкевич.

Новости галереи

Новости культуры

Выставки