…есть выражение: « У него есть «глаз» на живопись»… Это означает, что подобно тому, кто имеет музыкальный слух, есть люди, одаренные от природы способностью оценивать, анализировать и даже создавать визуальные образы, люди с развитым зрительным мышлением.
Коллекционеру
С чего начать новичку — любителю живописи формирование своей частной коллекции.
Пожалуй, любой собиратель искусства, перед тем как начать приобретать что-либо в свою коллекцию, должен определиться с основными критериями поиска и отбора. Должен заметить, что к счастью, в традиционной живописи применимы каноны и критерии оценки работ, выработанные за тысячелетия существования Европейского изобразительного искусства. Перечислять их долго, да и вряд ли стоит это делать, тем более что возможно просто дать несколько полезных практических советов.
У французов есть выражение: « У него есть «глаз» на живопись»… Это означает, что подобно тому, кто имеет музыкальный слух, есть люди, одаренные от природы способностью оценивать, анализировать и даже создавать визуальные образы, люди с развитым зрительным мышлением. Ну а как быть тем, кого природа так щедро не наградила…? Не надо расстраиваться: для того, чтобы быть коллекционером или просто любителем живописи, не обязательно обладать феноменальными способностями, ими должен быть наделен от природы сам автор, а вам, достаточно их в себе развить до приемлемого уровня. Здесь я хочу заметить, что обольщаться также не стоит, для этого придется немного потрудиться, ибо утверждение, что произведения искусства способен оценивать любой имеющий свою точку зрения, и свои понятия о вкусе человек, для истинных знатоков живописи также абсурден, как и схожие рассуждения о возможности управления «кухаркой государством».
Так вот, для того чтобы развить в себе необходимые для собирателя качества, надо просто чаще ходить в художественные музеи, такие как Третьяковская галерея, Музей изобразительного искусства имени Пушкина, Русский музей, Эрмитаж, Лувр, Прадо и другие, везде, где выставляется традиционная академическая живопись. Если у вас нет такого замечательного учителя и советчика, каким был художник Крамской для Третьякова, то это самый верный и опробованный путь, который убережет вас от субъективных советов, зачастую достаточно предвзятых, а иногда и финансово заинтересованных консультантов. В том случае, если вы не имеете проверенного и компетентного эксперта, это самый наилучший способ застраховать себя от лишних расходов и разочарований в будущем, способ который позволит вам, получив огромное эстетическое удовольствие, дорасти до приемлемого уровня оценки качества живописной работы, позволяющего самостоятельно принимать решение о приобретении, следовательно, стать истинным коллекционером. Все картины, которые вам будут впоследствии предлагать, вы сможете внутренне сопоставить с музейными работами, и если, по вашим ощущениям, они будут, хотя бы немного соотноситься с теми полотнами, что вы видели в музее, не будут очевидно проигрывать такое «заочное соревнование», значит, стоит задуматься о приобретении…Прислушайтесь к этому совету и вы не пожалеете. Хотя конечно он не убережет вас от всех ошибок… но, по крайней мере, они не будут нелепыми и очевидными.
Всех желающих узнать несколько больше по этому вопросу приглашаю в свою галерею.
Автор: Сергей Молоденков, директор галереи.