Меню Закрыть

…высоконравственную чистоту человека! Именно в этом высоком и ответственном качестве предстает перед нами творчество народного художника России Юрия Васильевича Карапаева. Родился он в 1936 году в Подмосковном городе Клину в семье учителя. С детских лет его характер…

Юрий Васильевич Карапаев

Фотография. Юрий Васильевич Карапаев.

Искусство пейзажиста пропагандирует прекрасное, развивает искренность, высоконравственную чистоту человека! Именно в этом высоком и ответственном качестве предстает перед нами творчество народного художника России Юрия Васильевича Карапаева.

Родился он в 1936 году в Подмосковном городе Клину в семье учителя. С детских лет его характер, образ мыслей и душевные качества формировались под влиянием разнообразной и богатейшей природы Подмосковья, с нею были связаны его детство и юность, с ней накрепко связана и вся его дальнейшая жизнь.

Вот почему в отличие от других художников, которые в пору становления не сразу определяют свой творческий профиль, Юрий Карапаев — пейзажист с самих первых самостоятельных шагов творчества. Профессиональное художественное образование он получил в 1954 году, закончив Федоскинское художественное училище. С 1954 года работает в Федоскинских мастерских.

Дубрава. 2001г.

В лаковой живописи Федоскина им создано более ста творческих произведении.

С 1957 года он постоянный участник всех значительных выставок, а также многих зарубежных.

Его произведения являются собственностью многих музеев страны. Неоднократно публиковались в печати и отличались различными премиями, дипломами и медалями выставок и конкурсов. Но об этом нужно вести особый разговор.

Представленный альбом живописных работ художника открывает зрителям новую полосу творчества мастера, которая стала неотъемлемой частью его творческой жизни. В настоящее время художник раскрылся как отличный мастер станкового пейзажа. Его работы обладают редким качеством — захватывающей, неотразимой притягательностью, они властно влекут к себе, захватывают внимание, возбуждают лучшие чувства человека.

В картинах живописца подкупает непосредственность его впечатлений, острая наблюдательность, умение сосредоточится на самом главном.

Многокрасочная палитра художника удивительно тонко передает самые разнообразные состояния природы.

Старые ели. 2001г.

В пейзажах Юрия Карапаева привлекают удачно взятый цвет, мелодичное поразительно чистое звучание тонов, нежные цветовые отношения, смелые решительные цветовые и световые контрасты.

Неиссякаемый жизненный оптимизм, несомненный талант и высокое исполнительское мастерство составляют основу притягательности его искусства.

Юрия Васильевича редко можно встретить в своей мастерской особенно в летние и осенние месяцы.

Его творческой лабораторией становится опушка леса или берег реки, раздольное поле или милая сердцу околица села.

Родной край исхожен вдоль и поперек, многочисленные этюды мастера не только свидетельство неустанных творческих поисков, постоянного изучения природы, но и серьезные творческие заявки на будущие картины. По своему складу мышления Юрий Карапаев — реалист.

Но ведь реализм это не только выражение правды жизни, не только широта взгляда и разнообразие приемов, но и широта сердца художника, щедрость натуры.

Роща. 2000г.

Творчеству художника присущи черты новаторства, постоянного поиска самостоятельных путей в искусстве, высокая профессиональная требовательность. Человек огромной духовной энергии, целеустремленности, он работает много и увлеченно, используя для наиболее полного выражения идей самый разнообразный материал.

В поисках своего изобразительного языка и живописной манеры на холсте ему пришлось много поэкспериментировать. Некоторое время его увлекала трактовка фактуры изображаемого, например, если он писал деревья на фоне неба, то небо писалось совершенно гладко даже без видимых мазков, а деревья наоборот — грубо, обще, фактурно и даже добавлял в краску мелкие опилки и песок.

В дальнейшем манеры письма менялись и не однажды. Но наиболее интересные по технике его работы: «Березовые ситцы», «Хороший Денек», «Maртовская синь» и др.

Плотно уложенный мазок в мазок, когда холст превращается как бы в мозаику из драгоценных камней и в нем нет глубинных прорывов и выступающих передних планов. Всё едино и гармонично в цвете. Многие из его работ сделаны, как говорят художники, «скупой палитрой» когда он использует только 3-4 цвета, например: «Дубрава» или «Сумерки» — очень грамотны и цельны по колориту.

Осеннее кружево. 1998г.

Юрии Васильевич, работая с натуры, сразу определяет самые темные места изображаемого на холсте, и наносит их в полную силу тона, затем прописывает что светлее, а самое светлое остается чистым белым холстом. После этого начинается работа в цвете, но, не выходя за рамки заданных тональных отношений в подмалевке. Он вообще считает, что любую работу нужно выдерживать в 3-4 тональных отношениях и не больше, если их больше работа становиться дробная.

Вообще о Юрии Васильевиче Карапаеве и его работе можно рассказывать бесконечно, начиная от грунтовки холста и кончая рассказами о его поездках на этюды в различные уголки нашей России.

Его произведения давно стали известны широкому зрителю, их можно встретить в различных учреждениях и общественных организациях, в составе личных коллекций, зарубежных частных галерей и иностранных посольств.

Его творческую мастерскую в Федоскино посещают многие любители его живописи и побывав однажды в гостях у мастера становятся его большими друзьями.

Завершить обзор творчества Юрия Васильевича Карапаева хочется идущими от сердца словами, взятыми мной из книги отзывов его выставки. «Ваша живопись поэтична и задушевна. Это песня, сложенная из запахов весны, снежных елей и цветущего Иван-чая. Это Ваше счастливое открытие, и за это Вам «Русское спасибо!».

Статья перепечатана из каталога «Юрий Карапаев. Живопись.»

Новости галереи

Новости культуры

Выставки